Фото © ОАК
Строительство истребителя пятого поколения Су-57 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) потребовало принципиально нового подхода к организации производства и проектирования, рассказали в пре-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
Все детали и агрегаты самолёта, а также их монтаж производятся по электронным моделям, разработанным в ОКБ Сухого и собранным в единый цифровой макет изделия, содержащий всю необходимую информацию для изготовления, сборки и контроля. К корпоративной компьютерной сети подключены, все подразделения и исполнители, которые непосредственно участвует в создании машины.
Для оснащения механообрабатывающего производства было приобретено высокоточное оборудование, позволяющее повысить качество и сократить время изготовления деталей. На КнААЗ освоен выпуск сварных титановых конструкций на установках электронно-лучевой сварки.
«Для серийного производства была выстроена поточная линия сборки самолётов пятого поколения. Она построена по принципу «одна платформа – одна команда». По мере комплектации изделия, оно передвигается по поточной линии. Люди при этом остаются на своих местах, выполняя на каждой машине свои функции», – рассказал технический директор КнААЗ Юрий Кондратьев, .
При проектировании линии была сформирована имитационная модель будущего производства в виртуальном пространстве, проработана логистика, выделены места для хранения агрегатов, организована доставка комплектующих для смен непосредственно к рабочим местам. Это позволило значительно сократить перемещения и сэкономить время.
Для выполнения проверок и испытаний самолёта, его отдельных частей и систем на заводе спроектировали и изготовили порядка 300 специальных стендов и пультов, предназначенных только для Су-57.
Кроме того, в серийном производстве истребителей Су-57 будут использоваться элементы дополненной реальности.
На КнААЗ рассказали, что технология сборки самолёта предполагает использование специальных AR-устройств, с помощью которых будет возможно наложение цифровой модели агрегата на реальный объект, что поможет визуализировать корректное положение деталей воздушного судна в процессе его сборки, обеспечит высокую точность выполнения технологических операций и сократит время их выполнения.
«Сразу несколько наших ключевых самолётных программ находятся на этапе запуска серии. Главная производственная задача на ближайшую перспективу – быстрое увеличение выпуска продукции в разы. Для этого нам важно обеспечить равномерно высокий уровень производственной культуры на всех площадках корпорации», – приводит пресс-служба слова заместителя гендиректора ОАК по производству и техническому развитию Дмитрия Блощинского.
Также с применением AR-устройств планируется визуализировать контуры окраски при подготовке самолёта к нанесению покрытия.